Дневник марафона

29.04.2011 - День 1. Сочи

УРА! Мы в Сочи! После коротких печальных прощаний с женами мы долго рулились с представителем Уральских Авиалиний. На четверых нам насчитали 116 кг веса, из них – 70 за велосипеды. Мы конечно, подготовились, пытаясь втиснутся в лимитированные 20 кг бесплатного багажа, и рассовали свои пожитки в котомки и мешки, которые можно было бесплатно пронести в салон в виде ручной клади. Однако, суровая действительность обломала наши планы – с нас содрали 10500 (хорошо, не с каждого!) за полные 70 кг велосипедов, хотя формально мы перевешивали всего на 36. Проблему бы решило заблаговременное официальное согласование нашего вопроса с руководством авиакомпании, в следующий раз будем знать.
С подпорченным настроением уселись на «счастливый» последний ряд в самолете и начали было искать виноватых, но потом посчитали прямые убытки и решили, что оно того не стоит.

Продуманные Леха и Ваня заказали «спецпитание» при оформлении авиабилетов и предвкушали королевский обед. Когда вынесли полупустые пластиковые боксы с едой, оказалось что Уральские их пере-продумали!! Стандартный обед в красивых упаковках со вкусной всячиной смотрелись так аппетитно и маняще, что настроение стало усугубляться. Хорошо, что бортпроводники проявили сострадание и выделили нам дополнительно 2 стандартных обеда, наелись до отвала!
На подлете объявили «в Сочи +16С и дождь», начались первые сомнения – в Екатеринбурге сейчас +18С и солнечно!!!

Часа 3 собирали велики: Саня с Лехой надеялись втиснуться в бесплатную норму провоза и разобрали свои до винтика. Собирать оказалось сложнее… Вкусно пообедали в столовой в 500м у аэропорта и поехали искать Морвокзал.
Погода оказалась очень даже приятной, всюду ощущается южный запах, за палисадниками домов у дороги стоят коренастые пальмы, цветут яблони, на горизонте – снежные вершины. Начало хорошее!

Любимые жены, у нас все хорошо, проехали уже больше половины пути домой!

30.04.2011 - День 2. Паром Сочи-Батуми

Вчерашний день закончился вином и портвейном с саксофонным концертом! Встречал Санин друг в своем огромном доме на Лысой Горке, практически в центре Сочи. «Практически» имеет здесь особый смысл: преодолеть 1,5 км от берега вверх совсем не просто, кажется не 1,5, а 5! Мы, великие спортсмены, вели велосипеды под уздцы, так оказалось быстрее ))

Вид с балкона подсказывал, что место офигенное – вид километров на 60, прямо на Ясную Поляну! Да и вообще, Сочи производит на удивление приятное впечатление, от «совка» почти ничего не осталось: красивые кафе и магазины, приятные люди, правильные дороги с подземными переходами. Пробки, конечно, но нам они не помеха.

Паром был вечером, погода не располагала к велосипедным прогулкам: со вчерашнего вечера моросил дождь, небо наглухо затянуто тучами, а с утра наша горка погрузилась в облако. Как-то мы видимо еще не до конца настроились на подвиг: в дождь ехать совсем не тянет.
Отправили гонца за билетами на паром, чинили велосипеды (всегда есть, что подкрутить), смотрели телек, пили чай. Успеем еще наездиться!

Еще не раз мы вспомним этот гостеприимный дом с концертом, душем и теплой постелью.

Необходимо отметить, что по техническим причинам новости на сайте удается обновлять, когда у нас есть электрическая сеть и интернет, а это вещи в нашем случае непостоянные, поэтому эта новость пишется днем – раз уж в нашем доме есть интернет. Если сегодня произойдет что-нибудь еще интересное, вы узнаете об этом завтра! Ну или послезавтра )

Итак, 12 часов на пароме и утром мы в Грузии. Хоть бы не было дождя!

01.05.2011 - День 3. Mtirali National Park. Batumi (40 км)

Это был не «тот» Михаил Светлов! Нас принял корабль из давнего прошлого: годов ему под 50, на палубе – следы бессчетных покрасок, которые подобно кольцам на дереве выдают возраст. Велосипеды мы оставили на верхней палубе, сами спустились в довольно тихую и мягкую кают-компанию. Спать улеглись на полу между рядов сидений в спальных мешках на зависть другим пассажирам, которым статус не позволял развалиться на грязном полу.

На пароме познакомились с автостопщиками из Москвы, встретили земляка с Елизавета. Георгий – грузин, живет в Екатеринбурге 20 лет, первый раз едет домой. На подходе к Батуми он вглядывался в берег, печально улыбался и часто-часто моргал…

Утренний Батуми встречал нас пустынными мощеными улицами и колоритной архитектурой, похожей на киношные декорации.

В Батуми очень красивая набережная «Бульвар», длиной километров в пять. Стройка еще идет, обещают продлить бульвар до Турции – это еще 20 километров. Скоро город станет главным курортным городом Грузии. И сейчас на бульваре – бары, пабы, рестораны с окнами во всю стену, ночные клубы с выходом на пляж. Короче, можно жить!

Оказалось, в Шератоне у набережной сейчас Михаил Саакашвилли. Круто, решили мы и даже заехали передать ему привет. Написали письмо с приветом, передали охране – вдруг перезвонит! )

По дороге в Поти увидели указатель национальный парк. 8 км – что ж не съездить! Проводить нас вызвался Роман, с которым мы познакомились у дороги.

Мы вообще по дороге со всеми здороваемся и в ответ нам доброжелательно машут руками, кричат приветы. Сомнения, которые одолевали нас дома по поводу негативного отношения к русским, оказались напрасными.

Те «8 км» до парка мы ехали часа полтора, каменистая дорога петляла вдоль горной речки почти все время вверх и не на 8, а 16 км!

Гостиница наверху оказалась закрытой – из-из затянувшейся весны туристов пока нет. Нас любезно местный житель по имени Джейран («Джонни»). Его дом сделан 97 лет назад из каштанового дерева, которое оказывается крепче дуба. Толщина стен – всего 5 см, хозяин говорит хватает, температура здесь зимой не опускается ниже ноля.

Помылись в душе, крепко и вкусно отужинали с вином и пошли гулять по деревне. Джонни привел нас к брату, который просил везти к нему русских – скучает по языку. Здесь мы в полной мере прочувствовали грузинское гостеприимство – тут же был накрыт стол во дворе, а в бокалы полилась яблочная чача – 65 градусов и не по Цельсиию! Пили за друзей, за жен, за детей, за здоровье, за дружбу, за 1 мая… Дальше не помню. Говорят, потом пели и танцевали. Придется поверить на слово ;-)

02.05.2011 - День 4. Hopa - Turkey (79 км)

Проснулись до солнца – часов в 6. Голова светлая и ясная, никакой расплаты за вчерашнее веселье. Качественный продукт!

Утром оказалось, что поврежден багажник Ваниного велосипеда, после попытки прокатиться сломался петух – предположительно на великах ночью катались сыновья Джонни. Хорошо, что был запасной петух – его и поставили вместо сломанного, а то, что можно было выгнуть обратно – поправили. Злились на себя – за сохранность своего снаряжения должны отвечаем мы сами.

После завтрака попрощались с Джонни, и отправились в Батуми, довольные такому удачному знакомству.

По дороге заехали в Ботанический Сад – одну из главных достопримечательностей Батуми. Парку скоро будет 100 лет, и там, конечно, есть на что посмотреть: в одном уголке – японский садик, во втором  - мексиканская секция, здесь – Гималаи, там – бамбуковая плантация. За парком внимательно и с любовью ухаживают, мы встретили около 50 человек персонала, все чем-то заняты, хотя кругом и так – порядок.

В Батуми нас зазвали в очередные гости, сначала манили колодезной водой, потом напоили кофе, сладости… Разговор опять зашел про политику. И мы, и наши собеседники стараются обходить острые вопросы, но тема взаимоотношения наших стран возникает сама собой. Мы замечаем, что когда грузины заводят разговор о наших непростых взаимоотношениях, говорят, как бы извиняясь: «ну это там политики затеяли какую-то грязную борьбу, а нам, простым людям, делить нечего». Чем дальше, тем больше нам становилось понятно, что извиняться-то следовало бы нам.
Вот представьте, что грузины бы заняли Тюменскую область, выгнали бы власти, несогласных и провозгласили ее независимость от России. Как-то ближе стала Абхазская проблема, не правда ли? Мы прониклись.

И потом, нам этого не показывают, но жизнь в Грузии за последние годы действительно стала лучше. Некогда самая коррумпированная республика СССР сегодня – образчик порядка. Всех коррупционеров прошлых лет лишили нажитых богатств; заново собрали всю полицию, предварительно разогнав прошлую. Теперь любой вопрос по взаимоотношению с государством решается очень просто: подал заявку, власти сами проводят необходимые согласования между всеми гос.ведомствами, и в установленный недолгий срок получаешь результат. Никаких доплат, «подарков», «ускорений», все просто хорошо делают свою работу. А должность полицейского стала уважаемой, высокооплачиваемой, престижной, доверие к полиции – абсолютное. Новые полицейские управления строятся со стеклянными стенами, чтобы подчеркнуть прозрачность и доступность ведомства, даже допросы задержанных проводятся за стеклянными дверями. А если кто-то нарушит закон, наказание будет строгим и неотвратимым.

Неудивительно, что народ поддерживает Саакашвили, за то, что результат работы виден невооруженным взглядом.

Можно порассуждать о геополитике, об истинных причинах появления Саакашвили, и о том, что за этим стоит – только всей правды нам узнать не дано. А между тем, мы – люди соседних стран вдруг начали возводить стены друг перед другом, а это – обидно, потому что нет тому никаких причин..

Мы снова проехались и полюбовались Батуми. Решили не задерживаться в Грузии и отправиться сегодня же в Турцию, несмотря на то, что транзитная виза позволяла задержаться еще на сутки. Решили не разбавлять прекрасное впечатления от встречи с Джонни и вообще…

Однако, заехав в Турцию, быстро заскучали. Об улыбающихся лицах, о теплых приветствиях, русской речи, порядку. Пока здесь все кажется чужим и не особо приветливым.

03.05.2011 - День 5. Trabzon (171 км)

Ну вот, наконец, мы поездили, как полагается! Первый день был действительно посвящен дороге. Ехать с баулом тяжелее, чем налегке. Велосипед приобретает инерцию: медленнее разгоняется, не приемлет резкие маневры, темп снижается. Так что мы довольны сегодняшним результатом.

Типичный пейзаж: справа море, слева – горы! Практически в каждом городке, даже с 15000 жителями – красивая набережная – городская зона отдыха. Почему-то не оборудованы пляжи – весь берег аккуратно выложен камень к камню, размерами 2х2х1,5 м – выглядит красиво, но купаться не удобно. Мы так еще ни разу и не искупались!

Зато вдоль набережной  – беговые дорожки, тренажеры и просто скамеечки, обращенные к морю. Утром гуляют женщины в черных платках и неприметных халатах, в обед – школьники развлекаются после занятий, вечером – мужчины.

Кстати странно наблюдать большое количество парней, прогуливающихся под ручку – видимо так принято, уж очень много для нетрадиционных «отношений».

Интересно замечать, что на улице (особенно вечером) – одни мужчины, парни сидят в парикмахерских, парикмахеры – исключительно парни, мужчины сидят за маленькими столиками перед магазинами и попивают чай из маленьких бокалов. Даже обидно за женщин, их видно только за работой в огороде.

Мы пытаемся соблюсти бюджет. В Екатеринбурге практически наугад определили его в 1000 руб./день на еду и ночлег, и теперь с трудом пытаемся его соблюсти: приходится начинать поиски супердешевой гостиницы в 18-00, чтобы успеть к 19-30. После того, как объедешь 4-5 штук, хочется махнуть рукой и завалиться спать на берегу. Но как подумаешь, что ложиться придется без душа, хочется продолжить поиски – за день мы пропотели насквозь. Вот сегодня – просто подарок: отличный отель на подступах к Трабзону: большой номер (один двухместный на всех), wi-fi, завтрак(!) и все за 130 лир, при базовом прайсе в 320! Помогают навыки торговли!

Постепенно начинаем настраиваться на турецкую волну: после родной Грузии, Турция казалась неопрятной и неприветливой; сейчас, проезжая маленькие городки в стороне от шоссе, с удовольствием принимаем внимание местного населения и охотно вступаем в диалоги, хотя мы не знаем турецкого, а они редко узнают английский или русский. Нам много-то и не надо, ткнул пальцем в незнакомое блюдо, поблагодарил словами из разговорника, попытался рассказать о маршруте следования, используя весь арсенал русского, английского и турецкого – и все, международный контакт установлен, и мы уже не чужие друг другу, а почти свои!

Активизировались споры между нами: «отдохнуть или ехать», «направо или налево», «быстро или медленно» - происходит период коллективной ломки. Мы проходили уже это: борьба за лидерство, определение ролей, самоутверждение. Естественный этап притирки в новом коллективе. Надеемся, закончится он тоже по плану: согласием и расслабленностью, которая позволит по-настоящему насладиться путешествием. А то вдруг очень захотелось домой.

Ощущение, кстати, что мы не были дома уже месяц, и соскучились по своим на все 30 дней! Такая особенность у нашего велосипедного отдыха – день идет за неделю, это как машина времени: даже удивительно, сколько событий можно впихнуть в один день.

Между прочим, сегодня необходимо отметить нашего дебютанта - Владимиру Александровичу – 64 года! Едем вместе, у каждого – тяжелый багаж, одинаковый ветер в лицо, те же горки – никаких поблажек. Вот интересно, у нас получится так в свое время?

04.05.2011 – День 6. Espiye (122 км)

Утром пошли искать пляж. Вода оказалось холоднющей, недаром практически не видно пляжей. Видимо Черное море (по крайней мере – этот кусок) считается не слишком подходящим для купания.

Позже первыми явились на шикарный завтрак. Заполнили тарелки достаточно сдержано. Потом подошли еще раз, чуть позже еще раз. Потом за чаем, потом к чаю, еще к чаю… Сотрудники ресторана смотрели на нас с интересом.
Мы вообще вышли на марафонский режим потребления. Сели за стол, не важно – сытые или голодные, мясорубка включается на максимум!

Калории все уходят: лица уже похудели, осталось скормить километрам бока и животы.

С утра погода заладилась: свежо, солнечно, попутный ветер. Раза три за день догоняли дождь, но все это были лишь брызги от основного потока, который удачно проходил перед нами, оставляя свежий и вкусно пахнущий мокрый асфальт.

Едем на запад, нравы становятся не такими строгими: больше женщин на улицах, более расслабленными выглядят наряды. И нам общение с турками теперь кажется более приятным и содержательным. По-английски говорят лишь некоторые, чаще объясняемся на пальцах, калькуляторе, рисуем картинки в блокноте. Видим искреннее желание помочь или просто поучаствовать.

Турецкие города, особенно маленькие, очень напоминают коммунальную квартиру: вечером все выходят поговорить на крыльцо, сидят в кафе, прогуливаются. Все друг друга знают, все друг про друга знают. Интересно, что каким бы маленьким не был город, все первые этажи заняты лавками, магазинами, кафе, чайными - все друг другу что-то продают и этим живут. Уровень самозанятости огромен, но с особенностями: турку нужен бизнес не для богатства, ему нужен стиль жизни, когда сам решаешь, когда начнется твой день и когда закончится, когда сделать перерыв на обед и когда заплатить себе зарплату.

Встретили испанца, который объехал на велике полмира: из Норвегии и Швеции едет по Турции в Иран и далее в Индию. Он порекомендовал нам сделать кружок в горы, говорит, там очень красиво и люди еще приятней. Что ж – поглядим.

Сегодня у нас супердешевый отель – Леха договорился на 60 лир (160 рублей на каждого), не дворец, конечно, как вчера, но чистая постель имеется.

Вечером праздновали 1-ый день рождения Андрюхиного сына, за ужином разлили по бокалам и желали всякого хорошего.

P.S. Сане из Сочи: «Привет Саня! У нас все по плану: едем, встречаемся с людьми, смотрим по сторонам. Лежим на кроватях в очередной шаражке, за окном шумит трактор, вспоминаем твой теплый прием! Масленников»

05.05.2011 – День 7. Unye (142 км)

Только мы вчера разобрались по номерам, как во всем районе отключили свет. Домывались в темноте под холодной водой. Тут же заработал генератор прямо под окном, оказалось, он питает городскую больницу, окна которой 5 метрах от наших! В окна можно было разглядеть лежащих бабушек и дедушек, приборы искусственного дыхания – не самое аппетитное соседство! Белье на кроватях в нашем «отеле» - неопределенного цвета, так что и не определить, когда оно стиралось в последний раз. Все это ничего, за 60 лир мы готовы все стерпеть!

Несмотря на усталость, спим мы немного – часов 7. Видимо, на свежем морском воздухе так хорошо и эффективно спится!

Сегодня целый день ехали в ожидании дождя, и дождь периодически накапывал, разгулявшись к обеду. На нашу радость на дороге показался торговый центр, мы прямиком направились на фуд-корт! Там привычно начали торговаться с хозяином кафе и успешно снизили цену до привычных 50 лир на обед с супом, горячим мясом с салатом и картофелем и чай. В супермаркете добрали сладостей и не торопясь глядели в окно, как докапывает дождик.

Сразу за городом дорога пошла в горы, но мы медленно и верно, как стайка мулов, добрались километров через 20 до верха, где нас ждал туннель рекордной длины в 3830 метров – едешь, как в метро! Туннелей вообще много на нашем пути. Проезжать их не слишком приятно: полосы движения обычно заужаются, привычная очерченная обочина справа, по которой мы обычно едем, исчезает, и нам приходится ехать с автомобилями. Когда сзади несется грузовик, шум стоит громовой, а если параллельно едет два грузовика – тушите свет, при разрешенных обычно 80 км/ч в тоннелях, они едут за 120, да еще и занимают все пространство. На нашу радость в западном направлении дорога периодически проходит на открытом участке, дорога же на восток практически всегда проходит утесы насквозь.

Дороги очень хорошие, шоссе - почти всегда с разделительной и широкой аварийной полосой, ехать на велике удобно.

На ночевку остановились в очень симпатичном городке – Unye, да не просто – а с видом на городскую площадь и море. Даже странно: в самом лучшем месте города – самый дешевый отель )

А знаете, если мы заезжаем в городок с населением больше 50.000 человек, он почти наверняка представляет из себя достойное место: наверняка будет красивый бульвар для прогулок по набережной, наверняка будет живой и людный центр с бесчисленными лавками, кафе, парикмахерскими – приятно погулять и посмотреть. Вспоминаешь Родину, у нас город с населением до 500 тыс., как правило, дыра – дырой.
В Турции с этим лучше – не обязательно жить в мегаполисе, чтобы насладиться радостями общегородской инфраструктуры.

P.S. Мы бы рады выложить фотографии, но флешку от Лехиного фотоаппарата Ванин компьютер не читает, а провода нет. Если повезет, и на пути попадется компьютерный магазин, фотки будут!

06.05.2011 – День 8. Samsun (92 км)

С утра совершили первую попытку сделать зарядку. Добрели до пирса через площадь перед отелем, погнулись из стороны в сторону и кряхтя отправились обратно, прикупив по дороге булочек!

На завтрак второй день – мюсли с йогуртом. Вкусно и бюджетно! Второе для нас не менее важно, чем первое ))
Знаете, наше путешествие «на легке» получается совсем не дешевым. Предполагается, что мы 21 день в пути. 1000 руб./день на еду и ночлег (в режиме жесткой экономии), 25000 на авиабилеты+паром, 10000 на снаряжение и подготовку велосипеда, 10000 – непредвиденное и прочие радости жизни, итого – 66000 руб. Можно поехать в Тайланд и те же три недели лежать на пляже с массажем. В который раз задаемся вопросом: ну зачем мы это делаем???

На выезде попрощались с хозяином, долго обменивались любезностями, учили друг друга разным словам, и вот только мы отъезжаем, хозяин: «Эй! А деньги!». – ах точно, чуть не забыли!

Обедали овощами с хлебом, которые увидели в придорожном ларьке. В соседней чайной/курительной любезно помыли наши покупки, и мы с чувством их поглотили.

Люди к нам проявляют повышенный интерес. Под «людьми» подразумеваются мужчины от 40-45, поскольку именно такой контингент в любой день и время сидит в чайных за разговорами и сигаретами. Что в это время делают женщины и молодые люди 20-30 лет не понятно.

Так вот, здесь, посреди черноморского побережья Турции, люди более расслабленные, чем на востоке, и совсем не избалованные туристами, в отличие от южан. Такие обычные простые и приятные мужики, с интересом и вниманием предлагают нам помощь, узнают как дела, наливают бесплатный чай. Ни по-английски, ни по-русски, ни по-турецки мы объясниться обычно не можем, но если очень хочется, то незнание языка – не помеха.

Сегодня ни с того, ни с сего решили устроить себе праздник! Доедем, думаем до Самсуна, пойдем гулять по городу, заглянем в баню (Hamam). Культурная программа началась шикарным ужином в рыбном ресторане прямо у отеля (опять удалось сторговаться в хорошем месте!), заказали фирменное блюдо северной Турции – Hamsi и Дораду. Hamsi оказались нашей мойвой, только жареной – поели с удовольствием. На этом культурная программа и закончилась: баня оказалась далеко, и, не дойдя полпути, мы вернулись обратно и завалились спать раньше срока.

А между тем, Википедия подсказывала, что Самсун – один из первых городов на Черноморском побережье. Он был основан в 7 в. до н.э., поскольку тогда отсюда начиналась единственная дорога, связывающая Черное и Средиземное моря.

Завтра по ней и поедем.

07.05.2011- День 9. Merzifon (119 км)

Утром первым делом сымитировали зарядку в соседнем сквере, потом - традиционный обильный завтрак в отеле.

Дорога пошла в горы. Сразу похоладало, на первой же остановке обратили внимание, что изо рта идет пар. Даже не верится, что всего в 600 км в Анталии сейчас вовсю купаются.

Первые 75 км дорога вела практически все время в гору. Заезжали до 880 м от уровня моря, а какую высоту набрали в сумме за день – неизвестно. Может наш навигатор и умеет это считать, но Саня его еще не освоил.

Установили рекорд скорости – 70 км/ч, сегодня мы как минимум дважды превышали установленное на дороге ограничение: максимум разгона приходился на ремонтируемые участки, где автомобилями приходилось разъезжаться на двух полосах. Когда летишь с горы под 70, да  между фурами – дух захватывает!

Владимир Саныч сегодня в ударе – глотает горки одну за другой. А Саня лидирует на спуске: летит вниз, как ядро. Вот говорят: «лишний вес, лишний вес»; нисколько не лишний, очень даже полезный!

Очень хорошо обедали в кафе у дороги, хозяин знал несколько слов по-английски, так что беседа была более содержательной, чем обычно. Наученные опытом, заказываем теперь «büyük durak», чаю в него помещается больше. Традиционно турки пьют чай из маленьких стеклянных стаканчиков. Чай у них, видимо, пьют как тонизирующий напиток, для утоления жажды – вода.

Вечером решили удовлетворить вчерашнее желание и отправились в Hamam. Бане что-то около 1000 лет. Сводчатые потолки с отверстиями, каменные чашки для умывания, резные украшения из камня под потолком, низкие арочные проходы между помещениями. Сначала поджарились на раскаленных камнях, потом отдались на милость мойщика. Усатый дядька с большим животом и крепкими руками беспощадно нас отмылил и оттер по очереди, а потом крепко промял всё тело. Кряхтели все, как один, а когда дело доходило до передней части бедра – изворачивались на каменной скамейка и стонали от боли.
Мышцы бедра у нас болели по велосипедному уж неделю как, а после массажа в бане появилась уже забытая легкость в движениях.

И по традиции - историческая справка. В Мерзифоне, согласно англоязычной Wikipedia, были найдены свидетельства наличия поселений с аж 5500 лет до нашей эры. Куда не кинь – сплошная археологическая энциклопедия. Мы, к сожалению, в исторические моменты вникать не успеваем, но хоть частично – прикасаемся. То взглядом, то голой попой.

08.05.2011 – День 10. Tosya - почти (125 км)

Сегодня ночуем на заправке. 20 км не доехали до ближайшего города, как наступила темнота. На заправке, к счастью, оказался душ, пусть с холодной водой, но ДУШ! Помыться вечером для нас жизненно необходимо, за день с потом выходит литра 2-3 воды. Чтобы эта «вода» не разъела кожу, одежду и атмосферу, душ принять - обязательно.

Спать будем в подсобке на втором этаже. Там сухо, тепло, а Саныч даже вымыл пол!

После обеда долго чинили багажник Сани – не выдержал тяжелой доли, сломалось одно крепление. Коллективным разумом и совместными усилиями из одного целого серегиного сделали два сломанных, но приладили их таким образом, что путешествие можно продолжить.

Сегодня весь день едем в горах. За день спустились на 392 метра из 800, которые набрали накануне. Вот интересно, когда едешь в гору, клянешь её почем свет за тяжесть подъема; едешь вниз – думаешь: «ну надо же, какой молодец, классно качусь!».
Как всегда: удачи приписываешь себе, а неудачи списываешь на обстоятельства.

В поисках обеда заехали в маленький городок Osmancik и оказались на городском празднике, сегодня в Турции – День Матери! Жители собрались в сосновом парке, на сцене была представлена вся культурная жизнь города: танцы, песни, речи. Благодаря единственному разговаривающему по-английски и похожему на Паганеля из «Детей капитана Гранта» долговязому человеку в очках, мы оказались в центре праздника – на первом ряду зрительной трибуны. И даже мэр лично(!) поприветствовал наше прибытие. Накормили лавашем с сыром и зеленью, напоили айраном. Мы с удовольствием посидели минут 20 и продолжили путь, причастившись к этому трогательному и наивному празднику.

Красота в горах обалденная! То зеленые холмы, то снежные горы, то поля, то сосновые леса, а то деревеньки с черепичными крышами где-то вдалеке. Едешь, смотришь по сторонам и чувствуешь себя частью этой красоты. Ощущаешь всем телом, что она здесь только для тебя, а ты – для нее.

09.05.2011 – День 11. Kursunlu (98 км)

День Победы решили ознаменовать спортивным подвигом и проехать рекордное количество километров. Встали пораньше, намазались кремом от загара и выехали, попив кофе вместо завтрака.

Через 20 км остановились перекусить булок с айраном, съели по одной, потом – еще по одной; еще через 20 км съели утренний сыр со вчерашним хлебом, через 15 – еще перекусили. Время, сэкономленное на завтраке, ровным слоем размазалось на «перекусы», в результате мы потратили даже больше.

После обеда начали подъезжать к дождевой туче, застрявшей над перевалом, которую мы наблюдали с опаской уже часа 2 по дороге. Под тучей действительно шел дождь, который, однако, закончился минут через 30. Порадовавшись неожиданно появившемуся чистому небу еще полчаса, вдруг въехали в следующий дождь, на этот раз всерьез и надолго.

Снова стало холодно, градусов 7-9, изо рта – пар. У природы были свои планы на наш день.

Кроме того, дорога стала очень холмистой. Горки не казались неприступными издалека, но очень изматывали в процессе подъема. К концу дня оказалось, что поднялись выше на 600 метров с прошлой стоянки. Стало не так обидно за сегодняшний темп.

Дождь все продолжался, ехалось безрадостно. Мы заехали в первый попавший город и решили остаться до утра. В городке всего 3900 жителей, в одном из зданий – мэрия (2 этаж) и гостиница с удобствами в коридоре (3 этаж). Не выходя с крыльца, зашли в соседнюю дверь направо – крепко поужинали, потом перешли налево – попили чаю со сладостями. Вот и вся экскурсионная программа.

Работник гостиницы по имени Махмед был очень возбужден нашим приездом, долго и утомительно рассказывал каждому из нас о тонкостях турецкого произношения, о гостеприимстве в славном городе… как там его.. - нам было все равно.

Настроение было подпорчено плохой погодой и неутешительным прогнозом на завтра.

Пользуясь случаем, заглянули посмотреть домашние новости в интернет. Празднование победы, парады, ключи ветеранам, Порше бандитскому МВД Чечни, пламенные речи Путина… – День Сурка, как будто и не уезжали никуда.

Хотя нет, одна новость на РБК обратила на себя особое внимание: «Д.Медведев не имел права поздравлять народ республики».
Какой бред! Чья-то фраза, вырванная из контекста. Доведенная до абсурда. Новость в целом, должна производить на аудиторию вполне естественное впечатление: «Они что там в Грузии совсем идиоты?» Пропаганда пропагандная, аж противно.

И ведь мы до поездки не могли понять, к чему готовиться. Переживали, как там у них к русским отношение. Вспомнишь тут, как Джонни расстраивался из-за «грязной политики».

10.05.2011 – День 12. Yenicaga (120 км)

С утра стояла прекрасная погода для велосипедных путешествий: ясное небо, ветер в спину, 12-15 градусов тепла (ну и пусть в Екатеринбурге +25). Позавтракали и выехали на горную дорогу.

До обеда было явно в гору, поэтому проехали километров 70. Обедали в кафе на автобусной станции. Таких много по дороге: в Турции очень развито автобусное сообщение, и у дороги часто попадаются остановочные комплексы, где во время заправки и обслуживания автобусов, пассажиры могут пообедать в кафе, накупить сувениров или просто освежиться. Цены, конечно, выше, чем в уездных деревенских харчевнях, но встречаются комплексы более регулярно.

Где-то по дороге за нами припустила стая собак и гнала нас с километр! Нам бы таких собак в дорогу – финишировали бы на неделю раньше плана!

Дорожные указатели льстиво уменьшали расстояние до Стамбула с опережением: цифры уменьшались быстрее, чем пройденные километры. Надеемся, тенденция сохранится, и мы приедем быстрее запланированного.

Вечером остановились раньше срока, чтобы устроить праздничный ужин в честь дня рождения Андрея, в отеле с видом на озеро. Сначала сытно ужинали в соседнем ресторанчике, пили вино и поздравляли именинника.

А сейчас так хочется спать, что нет сил перечитать написанное…

11.05.2011 – День 13. Hendek (130 км)

Чем ближе становится Стамбул, тем тяжелее становятся километры. Как все хорошее, маршрут подходит к концу, и так хочется оттянуть момент!
Мы, наконец, достигли взаимопонимания и синхронизировали свои ритмы. Теперь одинаково хочется есть одинаковые блюда; одновременно хочется разогнаться до максимума или наоборот - прокатиться, не спеша; приходят в голову одинаковые мысли и синхронно возникают желания. 

Только с утра было в горку, дальше – все больше с горы. За один из спусков мы потеряли сразу 500 метров, горка петляла серпантином километров 20, и мы опять летели во весь опор, обгоняя грузовики, успевая фотографироваться у особо живописных мест. Завтра горы, вероятно закончатся и такой красоты больше не будет.
А может будет другая!

Пообедали в ресторане с видом на бескрайние горные просторы, предварительно сторговавшись о цене. Думается, в это деле мы достигаем успехов: цены снижаем от 20% до 50%, скоро есть/пить будем бесплатно.

По дороге всем разом захотелось фруктов, а тут на радость у дороги – фруктовая лавка. Похоже, мы были первыми туристами в этой деревне, хозяин был очень рад нам помочь: сначала выбрал лучшие дыни, клубнику, помидоры, все вымыл, застелил скатерть на стол, аккуратно все порезал – мы с удовольствием воспользовались таким искренним и бескорыстным сервисом и прикупили в дорогу еще дыню и клубнику.

В очередной раз убеждаемся, что собаки – полезные животные. Даже если ты сильно устал в дальней дороге, здоровая и быстрая шавка придаст тебе бодрости и сил!

Вечер застал нас в 180 км от Стамбула в Hendek. Навигатор безучастно сообщал, что до ближайшей гостиницы пилить еще километров 30. За час мы вряд ли бы их одолели, а перспектива спать в палатке холодную ночь совсем не вдохновляла. Отправились в город на самостоятельные поиски отеля. Попав в центр, мы оказались в бурлящем котле вечерней жизни: очень даже европейские красивые улочки, магазины, чайные, кафе. Как всегда – все жители города на улице! С населением в 45 тыс. человек у них в центре людно, как у нас на Вайнера!

И главное – тут совсем по «городскому» одеты и ведут себя люди. Мы уже привыкли к деревенскому общению на дороге: обычно с простыми рабочими мужиками, женщины обычно в нашу сторону и не смотрят – религия запрещает. А здесь – люди раскрепощенные, красивые и ритм жизни совсем европейский. При этом, как и прежде, все друг друга знают. И когда нас провожал к отелю любезный местный паренек, он здоровался, подмигивал, хлопал по плечу или весело тыкал в бок практически каждого встречного, мол – «смотрите, кого я веду!».

Как нам сообщила за ужином сестра хозяина заведения, учитель английского, которую вызвали специально, чтобы помочь в общении с нами, здесь, ближе к Стамбулу, нравы гораздо более расслабленные, чем в маленьких городах и селах, особенно на востоке (откуда мы и приехали). Она помогла нам составить культурную программу в Стамбуле, мы рассказали о прелестях велопутешествий, поболтали о том, о сем, пользуясь случаем попрактиковаться в английском.

Турция раскрывается нам как место, где комфортно жить, где люди внимательно относятся друг к другу и чувствуют себя частью одной большой семьи.

12.05.2011 – День 14. Gebze (125 км)

Вот мы почти и доехали до Стамбула, остановились на ночлег и постирушки в 50 км, чтобы завтра чистыми и красивыми парадом заехать в Европу!

На подъездах начались бесчисленные города-заводы, перегрузочные порты (Мраморное море – важнейший транспортный узел, корабли-большегрузы снуют по Измитскому заливу десятками).

Знакомые запахи глинозема, цемента, металлургического производства, новые для нас запахи химического производства – разнообразие, как в лавке парфюмера.
Саню захлестнуло волной ностальгии по Нижнему Тагилу, остальные посмеивались.

Который день уже льет дождь. Мы уж и не ждем от погоды тепла, но дождь все еще напрягает. Во-первых, от дождя на велике невозможно спрятаться, бесполезно надевать бахилы на ноги или непромокаемые куртки. Бахилы все равно промокают, а куртка, защищающая от дождя, совсем не дышит, так что все равно вымокнешь – изнутри. Из под колес автомобилей и впереди едущего велосипеда летит грязь, так что к концу дождливого дня мы все покрыты коричневой/серой коркой грязи. Хорошо хоть холод нам не страшен, поскольку когда интенсивно крутишь педали, согревающее тепло идет изнутри наружу.

В районе обеда остановились на заправке Shell, там наливают бесплатный чай, а иногда даже соки! Попадаются они регулярно, так что так мы и едем: от чая до чая. На одной из заправок вчера или 2 дня назад при традиционном знакомстве с персоналом, Владимира Александровича назвали «Dede», так теперь и повелось – Dede!

Сегодня после знакомства на заправке, заправщики пригласили парня из соседнего кафе, который вроде говорит по-русски. Зезе оказался грузином из Батуми – практически родной человек! Так приятно было встретить Нашего человека, который действительно немного говорил по-русски и по-грузински гостеприимно принял нас на обед. После обеда мы тепло попрощались и довольные поехали дальше.

По дороге раза 3 клеили Сане колеса, он у нас – самый невезучий, ремонтируем практически только его! Судя по всему, его скоростной балласт имеет побочный эффект.

Мы практически не встречаем в Турции красивых женщин, вполне может быть, что традиционное мусульманское желание спрятать от посторонних глаз женскую красоту привело к тому, что она вывелась эволюционным путем, как ненужный орган.
А жаль, глаз уже истосковался по женской красоте. Скорей бы домой!

13.05.2011 – День 15. Istanbul (60 км)

Последние километры ехали медленно: педали было тяжело крутить в отсутствие достойной цели, поскольку заканчивать наш пробег не очень хотелось. На дороге появилось много машин. И если раньше нам сигналили ободрительно приветственно, то сейчас сигналят нервно и нетерпеливо.
Всю дорогу один пригородный городок переходил в другой, фактически мы уже ехали по большому Стамбулу.

Как любой большой город, Стамбул издает постоянный глубокий гул. Мы отвыкли от этих звуков в своем путешествии. Несмотря на постоянное движение по автомагистралям, звуки и запахи автомобилей нас почти не беспокоили: ветер дул практически все время с моря, в горах все звуки неуловимо растворялись среди вершин. И только в городе от звуков не спрячешься никуда. Шум города с тобой дома, в машине, на улице, на работе, в магазине, в кафе. Мы к нему, конечно, привыкнем, но сейчас явно ощущается недостаток прозрачной тишины.

На пароме преодолели Босфор и оказались в Европе. Для пешеходов и велосипедистов главный мост через Босфор закрыт – слишком много желающих отправиться в свой последний путь именно оттуда: высота над водой 64 метра.

После беспощадных торгов в десятке отелей, мы заселились в довольно приличное место по цене в 2 раза ниже начальной. 35 лир на человека, да в самом сердце старого города, да с видом на Босфор и Галаатский мост, да с завтраком – для такого результата мастерство приходилось оттачивать минимум 3 раза в день на протяжении всех 10 дней в Турции )

На тесных улочках – столпотворение невиданное! Бурлящие ручьи людей текут в разных направлениях, сливаются, расходятся, образуют заторы и водовороты. Чувствуешь себя в центре событий.

На завтра разработали культурно-велосипедную программу с объездом достопримечательностей Старого Города – день предстоит насыщенный!

А пока можно подвести некоторые итоги.

Мы добрались – и это главное!
Обошлось без травм и серьезных падений. Лишь Саныч пару раз забывал отстегивать туфли от педалей и парковался лежа.
Немного болели колени у Андрея в начале пути.
И всё! Натруженные и болезненно реагирующие при надавливании мышцы бедра – не в счет. Характерная походка при спуске с лестницы на несгибающихся ногах - тоже )

Впечатления немного скомканы в памяти в виду их большого количества, но главные радости, открытия, люди – они, конечно, с нами: праздничная ночевка у Сани в Сочи, Чача-пати у Джонни, письмо Саакашвилли, поиски Андрюхи в Трабзоне, отель в 4 звезды на берегу за 130 лир, вечерняя площадь в Унье, хостел с видом на больницу, горная дорога из Самсуна, тысячелетняя баня в Мерзифоне, обед из фруктов где-то по дороге, чай на Shell-овской заправке и Зезе из братской Грузии. Это только то, что помнится прямо сейчас, а сколько еще всего на фотографиях, видео, в этом дневнике. Разбирать и заново переживать эти впечатления мы будем еще много-много дней, а долгими зимними вечерами нет, да и вспомним какую-нибудь забытую историю. И снова перенесемся на холодный южный берег Черного моря.